Научная библиотека при Российской академии художеств http://nb-akhud.ru/o-biblioteke/istoriya
Это уникальное хранилище книг по искусству, со своей богатой историей, сумевшая сохранить до настоящего времени и свои интерьеры, и значительную часть своих коллекций. Она расположена в специально обустроенных для библиотеки исторических интерьерах 2-й пол. XIX – начала XX века. Библиотека Российской академии художеств ведет свою историю со времени учреждения Сенатским указом от 6 ноября 1757 года Академии Художеств в Санкт-Петербурге. С самого начала Библиотека находилась под пристальным вниманием ее основателя и первого президента Ивана Ивановича Шувалова, который уже в 1758 году передал ей из своего собрания гравюры, рисунки, картины и книги «для нужд» воспитанников Академии. Они и стали основой библиотечной коллекции. |
Формирование фондов НБ РАХ началось сразу после учреждения Академии Художеств в 1757 году. В Екатерининском Уставе 1764 года прямо записано: «Академии иметь публичную библиотеку, при которой содержать из числа академиков искусного Библиотекаря, дозволяя и посторонним в назначенные дни и часы входить в оную, и пользоваться как чтением книг, так и выписыванием всего, что каждый найдет для себя нужного или по любопытству своему примечания достойного». Это была вторая, после основанной в 1714 году Библиотеки Академии наук, публичная библиотека России .
Академическая библиотека во все время своего существования собирает и хранит издания, которые необходимы для просвещения и воспитания русских художников. В фонд библиотеки поступали и поступают художественные и научные пособия по различным отраслям, относящимся к искусству.
Сначала это были западноевропейские издания ХVI-ХIХ вв. на французском, итальянском, немецком и греческом языках, позднее - на русском языке издания по архитектуре, живописи, рисунку, гравированию, перспективе, анатомии, истории, мифологии, труды по теории и истории искусств, географии, ботанике, медицине, иностранным языкам и многие другие, необходимые воспитанникам Академии. Закупались грамматики французские, азбуки русские, немецкие, итальянские и др. Особую роль играли гравированные издания, ставшие наглядными пособиями для изучения античного искусства и архитектуры, они служили для копирования по образцам.